ВЛИЯНИЕ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА С МАЛЫМ ЗАПАСОМ ПРОДОЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
В § 18 в качестве первого приближения анализ ограни-
чивался движением самолета, при котором угловая скорость крена предполагалась неизменной величиной. Однако даже в случае достаточно большого запаса путевой устойчивости в процессе возмущенного движения при вращении самолета происходит изменение угла скольжения, которое при достаточно большой величине поперечной устойчивости самолета может оказывать влияние на его движение. В этой связи в настоящем параграфе в качестве второго приближения рассматривается влияние изменения угла скольжения самолета на его динамику по-прежнему в предположении, что степень продольной устойчивости самолета значительно меньше его путевой устойчивости, т. е. ба Юр. При этом ограничении на характеристики рассматриваемых самолетов, основываясь на методике понижения порядка дифференциальных уравнений (§ 3), можно приближенно находить угол скольжения самолета из квазистатических соотношений, считая, что во все время движения моменты относительно оси 0Y самолета в среднем являются сбалансированными. При рассматриваемых предположениях движение самолета будет описываться следующей системой
Пространственное движение самолета при o^-egco),
СС г
дифференциальных уравнений:
а = роз.
а — р(Зсох;
![]() |
toz — т%а — /1рсо*а)/у — f — mz£toz — f — Дшг;
![]() |
|
|
|
![]() |
Wlyfy |~ ^ у езу -—- О,
В уравнениях (19.1) под величиной а понимается полное значение угла атаки самолета.
После простых преобразований система уравнений (19.1) приводится к виду:
„а
03z ~— ~f" і4рс0л;ОС — j- Шг^,С0г Af^zO»
—’ _ G) — _
03л; шх (1 — J — Ьа) сох ~(- A/?z#o у
(19.3)
Определим из системы уравнений (19.2) координаты особых точек в зависимости от величин управляющих моментов Дтх и t±thy. Приравняв производные параметров движения нулю, после простых преобразований получим нелинейное алгебраическое уравнение для угла атаки, нули которого дадут значения а в особых точках:
(19.4)
(19.5)
Координаты других параметров движения в особых точках при известных значениях а = а* определяются из выражений
(19.6)
(19.7)
Нахождение нулей нелинейного уравнения (19.4) удобно выполнять графически. На рис. 19.1 построен пример функции F (а) и определены значения угла атаки в особых точках при некотором значении Atnz. Из рис. 19.1 следует, что при рассматриваемых значениях Ага* и Amz имеются три особые точки (/, 2, 3). Причем движение в особых точках 1 и 2 происходит с угловой скоростью крена со*, совпадающей по знаку с моментом Am*, создаваемым органом поперечного управления, а в особой точке 3, движение происходит в направлении, обратном моменту т*, что обусловлено действием на самолет момента поперечной устойчивости.
Определение координат особых точек можно было выполнить, используя общую процедуру, описанную в гл. 3. Для этого необходимо построить зависимости функций аст (со*), Рст(й>*) (рис. 19.2), соответствующие установившемуся движению и заданной величине Amz, с помощью которых строится зависимость потребного момента поперечного управления, позволяющего реализовать движение с соответствующей величиной со* (рис. 19.2, в). Из графика на рис. 19.2, в при заданной величине Ат* находятся значения о)*, позволяющие определить значения остальных параметров движения в особых точках. Из анализа зависимости Ат* (со*) с учетом условия апериодической устойчивости (10.8),
(10.9) , следует, что особая точка 1 является устойчивой, а особые точки 2 и 3 являются неустойчивыми, так как в них характеристическое уравнение имеет положительные корни. Для более подробного анализа движения в окрестности особых точек линеаризуем уравнения (19.2) относительно соответствующих этой
![]() |
особой точке параметров движения (£i, аст, coZCT). Опуская для сокращения записи знак приращения, получим уравнения в вариациях:
со* а тх * (1 т) to* ffix bQoc.
Пространственное движение самолета при
|
Рис. 19.1. Определение значений угла атаки в особых точках для заданных величин Amx, Amz |
Рис. 19.2. Нахождение параметров движения аст, рст, йх, в особых точках
для заданных величин Aihx, Athz (rm% = — const)
Характеристическое уравнение системы линейных уравнений
(19.3) имеет вид
р3 + D2p2 + D±p + D0 — О,
а — —
Си _ oz _ о)х
где D2 = ~——— тг6 —тх (1 + Ьасг);
|
|
![]() |
|
— тЦх (1 + ЬаСТ) (-#— mil) — 2аЬт<1,:аСт^~> (19. Ю)
Do = nil* (1 + baCT) І (і ( mSs +
~2Aii2Q2thxxba„ 4- 2abmlxfnlZQ2ает*
При малом значении аст характеристическое уравнение (19.9) приближенно может быть представлено в виде произведения двух полиномов:
Приравнивая нулю каждый из полиномов, можно получить приближенные выражения для корней продольного движения и движения крена. Анализ значений корней в особых точках показывает, что в особой точке 2 один из корней продольного движения становится положительным, а в особой точке 3 — положительным становится корень крена.
Для построения схемы движения в фазовом пространстве рассмотрим положение изоклинных поверхностей, соответствующих нулевым значениям производных параметров движения.
![]() |
![]() |
![]() |
Уравнение поверхности со* = 0 может быть представлено в виде
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Это уравнение цилиндрической поверхности с образующей параллельной оси Ocoz, которая при пересечении с плоскостью coz — О образует гиперболу. Из уравнения для а получим изоклинную поверхность, на которой а = 0:
При малых значениях со* эта поверхность является плоскостью,
проходящей через ось Осо*. Используя знания о положении и виде изоклинных поверхностей и свойствах движения в окрестности особых точек, можно представить схему движения для рассматриваемого случая в фазовом пространстве (рис. 19.3). і
Движение в окрестности особой точки 3 в зависимости от начальных условий развивается различно. Часть фазовых траекторий имеет точкой притяжения особую точку У, а другая часть соответствует неустойчивому движению с неограниченным возрастанием параметров (в рамках рассматриваемой упрощенной модели движения).
Воспользовавшись методом, изложенным в гл. 3, определим уравнения сепаратрисных плоскостей в окрестности особых точек, соответствующих значению действительного корня X характери-
Рис. 19.3. Схематическое изображение фазовых^ траекторий в пространстве (а, (дх, c5z) и положения изоклинных поверхностей (Ох = 0 и а =0 |
стического уравнения. Уравнение сепаратрисной плоскости можно записать в виде (см. § 17)
a (W + а" + а’ (к2 + %3) = 0. (19.14)
Учитывая, что
^зЛг^з ~ Do]
^1 ^2 “Ь ^3 “ —- Т)2*
произведем замену в уравнении (19.14):
Я2Я3 = — —■ ; (19.15)
^2 + ^3 = —— (D2 + ^l),
I
получим:
— а + а" — а’ (D2 + Я,) = 0. (19.16)
Выразим а" и а’ через параметры движения о^со*, со*. Для получения обозримых результатов пренебрежем в уравнении для а
—2 С,,
членом сш*а, который обычно значительно меньше, чем -~-а
(составляет менее 10 °о от этого члена). С учетом этого упрощения, получим:
— са
а’— рок——— |^-а; (19.17)
а
|
|||
|
|
||
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
Подставим в (19.16) выражения (19.17), (19.18) и проведем необходимые преобразования:
Уравнение (19.19) является уравнением сепаратрисной плоскости в окрестности особой точки.
В случае существенной зависимости поперечной устойчивости т* от угла атаки, когда момент крена, вызванный углами а и р, приближенно можно представить в виде га*роф, уравнения движения имеют вид, аналогичный (19.2), кроме уравнения для со*:
са
/ — ь —2
![]() |
![]() |
![]() |
|
a = резг——— — ашдх
![]() |
* —- /72* (1 -р Ь+а ) со* — р — Д/и*,
ь. = тТГщу jmlnt.
Координаты особых точек в этом случае могут быть найдены из алгебраических уравнений
СОлсО.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
I + 6*а2 ’
Рис. 19.4. Нахождение параметров движения аСтэ Рст, в особых точках для заданных величин Ат*,
Amz (т£ == tri^a)
Опр едел ить коорди наты особых точек можно, решая графически нелинейное алгебраическое уравнение (19.22) либо используя стандартную методику, изложенную в гл. 3. На рис. 19.4 приведены зависимости аст (со*), рст (со*) и следующая из уравнения для
со* = 0 зависимость Д/п*(соА). Из приведенных на рис. 19.4 графиков следует, что в зависимости от величин отклонения органов управления в фазовом пространстве параметров движения самолета возможна либо одна особая точка, соответствующая устойчивому движению, либо три особые точки, две из которых 1 и 2 соответствуют устойчивому движению, а особая точка 3 является седловой и соответствует апериодически неустойчивому движению.
В рассматриваемом случае систему уравнений (19.20) можно
дополнительно упростить, приняв, что уравнение для со* выполняется квазистатически. Это допустимо сделать, поскольку, как следует из последнего уравнения системы (19.20), движение
по со* устойчиво при любых значениях а. Следует отметить, что
при аналогичном анализе динамики самолета с raf = const при достаточно больших отрицательных значениях угла атаки движение крена становилось неустойчивым и это не позволяло пренебрегать динамикой изменения угловой скорости крена. При пренебрежении этим движением из учета выпадает неустойчивый корень крена, что приводит к качественно неверным выводам.
Рассматривая изменения со* как квазистатические в соответствии с соотношением (19.21) и для упрощения выкладок отбрасывая член ясо* в уравнении продольных сил, который мал, получим
приближенное уравнение для нахождения фазовых траектории:
(19.23)
Из системы уравнений (19.20) получим уравнение изоклинных кривых. Из условия а’ = 0 получим уравнение прямой:
(19.24)
![]() |
Уравнение изоклины, на которой со* = 0, имеет более сложный вид:
На основе знания изоклин и характера движения в окрестности особых точек можно представить схему фазовой картины
движения на плоскости (а, со2) (рис. 19.5).
Фазовая картина движения может быть уточнена, если вернуться к анализу движения в фазовом пространстве. Из последнего уравнения (19.20) получим уравнение изоклинной поверхности сох = 0:
tnx (l bjx ) (х)х “I — A#z* — 0.
Из (19.26) следует, что изоклинная поверхность, на которой со* = 0, является цилиндрической поверхностью с образующей, параллельной оси 0о2, симметричной относительно оси а = 0.
Положение изоклинных поверхностей со* = 0 и а’ = 0 показано на рис. 19.6. На этом рисунке приведена схема фазовой картины движения, показаны положение особых точек и направление фазовых траекторий. Из сопоставления изображений на рис. 19.6 и рис. 19.5 видно, что упрощенный анализ позволил правильно представить основные свойства фазовой картины движения в трехмерном пространстве. Более подробный анализ с нахождением корней характеристического уравнения и уравнений сепаратрис — ных плоскостей может быть выполнен методом, аналогичным
|
Влияние поперечной устойчивости при уменьшенной продольной устойчивости 165 изложенному ранее при анализе случая m* = const. Отметим, что запись уравнения сепаратрисной плоскости (19.19) сохранится
и в случае, когда /Пх зависит от угла атаки. При вычислении коэффициентов в этом уравнении необходимо только подставлять соответствующее значение действительного корня.
Из полученных в настоящем параграфе результатов следует, что анализ, выполненный в предположении, что |3 = 0 (§18), ограничивается исследованием движений только в окрестности особой точки I (см. рис. 19.3, 19.6), т. е. движением
с со* < соа.